ГУМ на протяжении 40 лет...

УНИВЕРМАГ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» – ГЛАВНЫЙ МАГАЗИН НАХОДКИ

История: от создания до акционирования

В январе 2014 года ЗАО «Универмаг Центральный» исполнилось 40 лет. С момента создания и до сегодняшних дней он отвечает главному своему предназначению, оставаясь для находкинцев магазином для всей семьи, в котором можно приобрести по доступным ценам разнообразные и качественные товары.

А началась его история в начале 1970-х, когда в бурно развивающемся городе моряков и рыбаков зародилась идея осуществить два социально значимых проекта. Шел спор, какой фасад украсит центральную проезжую часть Находкинского проспекта: кинотеатра «Русь» или государственного универсального магазина (ГУМа). В споре между хлебом и зрелищами победил магазин, наглядно показывающий осуществление  популярного в те времена лозунга «Каждому по потребностям». Цивилизация в торговле дошла и до Находки, примером которой были московский и владивостокский ГУМы.

Открытие ГУМа состоялось 24 января 1974 г. Первый в Находке универсальный магазин насчитывал 200 рабочих мест и полностью оправдывал свое название и предназначение. Впечатляли объемы магазина: только полезная площадь двух торговых залов первого и второго этажей – 3480 квадратных метров, а складских помещений – 2011 квадратных метров. На первом этаже представлены отделы – радио-электро-фото и музыкальные товары, различные подарочные наборы, парфюмерно-косметические принадлежности. Здесь же красиво оформленное помещение, предназначенное для молодоженов.

На втором этаже – отделы для взрослых: швейные изделия и головные уборы, обувь мужская, женская, ткани, ювелирные изделия, трикотаж.

Внушительно и количество обслуживающего персонала. Одних только продавцов в 1974 году насчитывалось 123; 16 –  заведующих секциями, 12 –  товароотборщиков, 12 –  заведующих складами, 2 – администратора. Первым директором стала Людмила Борисовна Козак, возглавившая магазин на последующие десять лет. Все отделы работают по передовому тогда методу самообслуживания. Имеются стол раскроя тканей, парикмахерская и столовая.

... Период становления и развития предприятия пришелся на спокойные 70-80-е годы.  Все кадровые и другие глобальные вопросы решались в Находторге (директор Осипов В.Д.), в систему которого входило 129 магазинов города, в том числе и ГУМа. Но товароведы ГУМА были относительно самостоятельны: сами согласовывали спецификации  и следили за выборкой фондов краевых баз. В те годы торговля была сосредоточена во Владивостоке. Ассортимент формировался в большей степени за счет продукции местных изготовителей: в Приморском крае работали швейная, трикотажная и обувная фабрики. И даже фабрика пианино «Приморье»! Как самому крупному, после владивостокского ГУМа, и посещаемому магазину, находкинскому универмагу всегда отдавался приоритет в снабжении самых дефицитных в те времена товаров. Поэтому для жителей Находки и близлежащих сел он стал тем самым промышленным магазином, где можно купить многое из того, что было необходимо каждой семье. И с годами ГУМ полностью оправдал  с самого начала лозунг «Магазин для всей семьи», стараясь отвечать этому главному своему предназначению.

 История: от акционирования до сегодняшних дней

С распадом СССР и устоявшихся экономических взаимоотношений в начале 1990-х годов разрывались связи между предприятиями. Как и для всей страны, 1992-й стал для универмага переломным. Он дважды менял форму собственности: с весны был муниципальным, а в октябре стал акционерным обществом и получил новое наименование – ОАО «Универмаг Центральный».

С  1993 по 1995 гг. акционерное общество переживало не лучшие времена  дефицита: утрата прежних связей и организационные трудности, пустые прилавки, случайные товары и раздраженные покупатели, растерянность продавцов и потеря старых кадров. Но рано или поздно, как и во всей экономике, находились пути выхода из кризиса. В этот период, в 1994 г., универмаг отмечал свое 20-летие (директор Софья Адамовна Иванова). Здесь по-прежнему многолюдно, широкий ассортимент товаров и благодаря минимальной торговой наценке – постоянно растущий товарооборот.

В феврале 1996 г. на собрании акционеров генеральным директором ОАО избрана Тамара Васильевна Гулязина, которая до этого была заместителем директора. Восстанавливались старые деловые связи и создавались новые, заключались договоры, эффективно заработали маркетинговая и коммерческая службы универмага, наладившая прямые долговременные гарантированные отношения с отечественными производителями. Поставки со всех регионов России и ближнего зарубежья позволили наполнить прилавки широким ассортиментом товаров. Коллектив насчитывал не менее 200 человек, средний возраст работников не превышал 34 лет, треть были специалистами с высшим образованием. ОАО вступило в члены Ассоциации Российских Универмагов, обменивалось передовым опытом с родственными предприятиями отрасли.

Негативно сказался на ней обвал рубля в 1998 г., и все-таки торговля вновь встала на ноги. Более того, по сравнению с 1995 годом ассортиментный перечень товаров «Универмага Центрального» к 2000 году достиг 20 тысяч наименований, в два раза превысив показатели пятилетней давности. Только в универмаге можно по умеренным ценам можно было купить мужские костюм фабрики «Заря», сорочки фабрики «Молодежная», женские  пальто фабрики «Работница». Среднее количество покупок в день достигало 3000. Открыты и успешно работают круглосуточный продовольственный магазин, аптека, столовая, кафетерий, пункт обмена валюты. Успешно применяется компьютерная обработка документов в бухгалтерии и на складах. Приобретены свои дизельгенераторная и бойлерная установки. Все эти результаты достигнуты благодаря эффективной политике собственников и совета директоров ОАО, направленной на усовершенствование торгового пространства, создания благоприятных условий для арендаторов и покупателей, ориентацией на брендовые товары.      

  … Далеко не каждое торговое предприятие Находки имеет такую богатую историю и опыт. Во многом они знаменательны благодаря руководителям (по хронологии Козак Л.Б., Стрельникова М.Я., Иванова С.А., Гулязина Т.В.). При этом Козак, Иванова и Гулязина руководили предприятием по 10 и более лет. Пятеро работников были отмечены знаком «Отличник советской торговли», заведующая секцией Галина Чарина – орденом Дружбы Народов, начальник отдела Галина Афанасьева – званием «Заслуженный работник торговли Российской федерации».

ГУМ сегодня

В результате многих преображений ГУМ стал современным торговым центром, который отвечает всем стандартам и запросам самого взыскательного покупателя. Общая площадь пяти торговых этажей универмага сейчас составляет более 9 000 квадратных метров. И на каждом представлены крупные известные торговые бренды российских и зарубежных марок, рассчитанные на различный достаток и вкус. Это один из немногих магазинов, где представлены практически все категории товаров для любого члена семьи. Помимо этого, для покупателей созданы все удобства: это многоярусная автопарковка с прямыми выходами в торговые залы, эскалаторы, лифт, музыкальный фон по всем этажам. В универмаге можно посетить кафе быстрого питания «Роял Бургер» или известную в городе пиццерию "PizzaProsto" , посидеть с чашечкой кофе в уютном Баре "SunDuck", сделать покупки в продуктовом супермаркете "РЕМИ", в сетевых магазинах "INCITY", "MILAVITSA", "OSTIN", "OGGI" , приобрести  товары для своих домашних питомцев в зоомаркетете "БЕЛЫЙ КРОЛИК", а также сувениры с находкинской символикой. Выбрать подарки на любой вкус и кошелек, собрать ребенка к школе в "SABOTAGE" и "в Канцелярская крыса"  и даже отремонтировать часы. Целый этаж занимает магазин всероссийской сети «Спортмастер».

 

______________________________________________

Проходят времена, меняются мода и покупательские запросы, но неизменным в универмаге остаются требования к высокому качеству и культуре обслуживания. Он по-прежнему остается магазином для всей семьи.